"Выпрядывать по картам, выпрядывать карты, по картам прясть"
Чтобы как-то скрасить утомительный и монотонный процесс прядения, девушки сочетали его, например, с игрой в карты.
Это девичье развлечение хорошо иллюстрирует символическую связь «нить — судьба», известную еще по античной мифологии. Так, еще в 40-х гг. XIX в. «во многих деревнях вокруг Вологды девушки, собравшись на Филипповки (пост перед Рождеством) прясть в избе какого-либо балагура-соседа, садились в кружок около свету, клали на стол колоду карт и брали из нее сверху по карте. В зависимости от того, сколько очков было на карте, девушки определяли, сколько им надо выпрясть нитей, причем король, дама и валет считались за 10 очков, а туз — за 11. Каждая девушка старалась поскорее выпрясть количество нитей, выпавшее по жребию, чтобы быстрей остальных взять еще одну карту из колоды. Так продолжалось, пока не разбирали всю колоду. Потом разыгрывали набранные карты (игра напоминала карточную игру „в пяточки“, только без козырей)».
Подобные игры в некоторых районах сохранялись вплоть до 30-х гг. ХХ в., когда прядение стало быстро исчезать из быта вологодских деревень.
Некоторые варианты, записанные нами, очень близки –к забаве столетней давности. Наиболее близкий к ней вариант существовал в д. Косарево.
Девушки клали колоду поверх одной карты, повернутой «лицом вверх», — козыря. Далее тянули по одной карте и выпрядывали нити, как описано выше.
Так продолжалось, пока не кончалась колода. Та, которая заканчивала после этого свой «оброк » первой, брала козырь. Это было сигналом начал¬ игры.
Девушка, взявшая козырь, ходила под свою соседку слева «пятеркой», «тройкой» или одной картой. «Пятерка» обозначала пять карт, из которых четыре было парных, то есть четыре шестерки, валета, короля и т. п. В «тройку » входило две парных карты. Если парных не было, ходили одной картой.
Девушка, под которую делали ход, должна была «закрыть» все карты, то есть отбить их, как при игре «в дурака».
Не отбитые брала себе и ходила под следующую участницу игры. Играли до тех пор, пока карты останутся у одной.
Этот игроки считался «дураком». В д.Теплая так делали и в конце 30-х гг. ХХ в., но не на посиделках, которые к этому времени уже больше напоминали увеселение, чем работу, а когда девушки собирались прясть у к ого-либо дома. Количество нитей, которые нужно было выпрясть, в большинстве случаев определялось по количеству очков на вытащенной карте, причем для
«картинок» характерно следующее соотношение: валет — 2 очка, дама — 3, король — 4, туз — 11. Длина нити, которую нужно было выпрясть, колебалась в пределах от одного до полутора метров.
В д. Осиево девушки сразу разбирали всю колоду, а затем каждая выпрядала количество нитей, соответствующее набранным картам, стараясь опередить подруг.
Особо отмечали ту, которая, вытащив туз, успевала выпрясть 11 нитей «прежде всех»: она должна была раньше всех выйти замуж (д. Лучевник).
И.А.Морозов, И.С.Слепцова "Круг игры Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (19-20 вв.)"